К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Метрика стиха. Дактиль, амфибрахий, анапест.

Радослав как раз закончил проверять последнюю работу, когда вновь увидал спешащих к нему учеников. Чем бы их занять? Чем бы… А! Вспомнил! Мы же только про двусложные метры стиха поговорили. Надо же и про трехсложные рассказать! Здрасти, здрасти, уважаемые! Как у вас там учеба движется? Много двоек нахватали??? Ну ничего, еще исправите! Надеюсь, мне-то чего-нибудь хорошего напишете? Ловлю на слове!
Но для начала сам вам что-нибудь поведаю!

Я расскажу вам про метры трехсложные.
Может, они вам покажутся сложными.
Но я в вас верю, вы справитесь точно!
Я постараюся в этом помочь вам.

Фух! Язык мой – враг мой! Ну раз пообещал, то приступлю к помощи. Итак, всего в русских стихотворениях 5 часто использумеых метров. Два мы разобрали. Сколько осталось? Чему вас на арифмантике учили? Ладно, так и быть. Осталось 3. Ровно столько трехсложных метров широко применялись и применяются в русском стихосложении.
Сразу скажу, что трехстопные метры в рифмованных заклинаниях, хотя редко, но всё же используются. Может и не в канонической, а в несколько усеченной форме (то есть вместо трех слогов в последней стопе два, о чем я уже говорил). Приведу, пожалуй, сразу и пример.

То ль секунда сорвалась с бега,
То ли Вечер беду принес?
На дороге моей из снега
Шевельнулся навстречу пес.
Взгляд взлетел из лохмотьев белых.
Душный в душу ударил бред.
Может враг уколол умелый
За спиною иглой мой след?!
Сердце съежилось, замирая...
Заскользило с руки кольцо,
Ветер воздух рванул, играя,
И с размаху швырнул в лицо.
Отвратись, злополучный, встречный,
Сильный страхом глазливый пес!
Вечер зимний, бродяга вечный
Нынче мимо беду пронес.

Написано это заклинание трехстопным анапестом с пропуском слога. С анапеста и начнем. Этот метр состоит из трех слогов, среди которых ударный – третий. Примером такому метру может считаться всем известная песня.

 1   2 3  1   2   3  1 2   3 1
до свидАнья, наш лАсковый мИша!
 1   2 3  1     2    3 1  2   3
возвращАйся в свой скАзочный лЕс.

Вернемся к тому заклинанию, которое я привел выше. Если вы выделите буквами ударные слоги, то увидите, что в третьей стопе одного слабого места не хватает.

То ль секУнда сорвАлась с бЕга
То ли вЕчер бедУ принЁс?

Если на секунду забыть, что это заклинание, то исправить ситуацию несложно. Достаточно просто добавить лишний слог. Например, так:

То ль секУнда сорвАлася с бЕга
То ли вЕчер бедУ мне принЁс?

Но! Как говорит Первое Правило Стихоплёта, ни в коем случае нельзя добавлять новые слова в заклинания! Также как нельзя менять уже существующие! Магия – слишком тонкая субстанция, чтобы проводить над ней такие эксперименты. Но перейдем, наверное, к двум другим метрам.

Дактиль – это трехсложный метр стиха, в котором ударение падает на первый слог из тройки.

 1   2 3 1  2  3  1 2  3  12
кАк хорошО ты, о мОре ночнОе,-
  1    2 3 1  2   3   1 2  3  1
ЗдЕсь лучезАрно, там сИзо-темнО

Фёдор Тютчев использует здесь четырехстопный дактиль. Кроме него дактиль мы можем встретиь в стихах Некрасова, Фета, Пушкина, Сумарокова…

И, наконец, последний метр – амфибрахий. Как несложно догадаться, в амфибрахии ударным является средний слог тройки.

1  2  3     1 2 31  2  31  2 3
однАжды в студЁную зИмнюю пОру
1 2   3 1  2 3    1   2   3   1 2
я Из лесу вЫшел; был сИльный морОз.

Это известное всем стихотворение Некрасова написано четырёхстопным амфибрахием. Кроме него этим метром активно пользовались Маяковский, Бальмонт, Блок… Может он использоваться и в рифмованных заклинаниях, равно как и дактиль. Так что советую запомнить не только анапест, но и остальные два метра. Но,наверно, я как всегда заболтался и меня никто не остановил. Асясяй! Держите, дети мои, задание и отдыхайте, а я, может, чего еще напишу.

1. Напишите 8-12 строк любым трехсложным стилем. Не забудьте указать каким, обозначить сильные слоги и проставить цифры, как мы это делали в лекции. Тема? Ну, давайте выберем себе какую-нибудь звездочку на небе и посвятим стих ей. Пускай порадуется там, на небе. (0-5 баллов)
Примечание: если в редакторе цифры поставить через много пробелов, то они скушаются подлым Интернетом. Поэтому разделяйте цифры нижними подчеркиваниями «_».
2. Помните стишок, которым я встретил вас в начале урока? Каким метром оно написано? (0-1 балла)
3. Приведите по стихотворению (не использовавшемуся в лекции) на оставшиеся два метра, которыми вы не воспользовались при сочинении собственного стиха. Укажите их авторов. (0-2 балла)
4. Как я говорил, эти метры пришли к нам из Древней Греции. Однако они несколько видоизменились. Укажите, какие именно появились различия между античными и современными трехсложными метрами (0-2 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz