К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Стихотерапия.

Радослав устало уронил голову на руки. Мерлин, что же творится в мире! Одни стрессы! Ребята вон тоже все, как мешком пыльным пришибленные… Напряженные… Надо с этим срочно бороться? А как? Он поднял взгляд на фотографию Симорен на столе, и мысль тут же пришла сама собой: с помощью искусства! А к какому искусству мог прибегнуть Радослав, как не к стихосложению? Да ни к какому. Одна из учениц когда-то давно ему очень интересный доклад на эту тему. Пригласить ее что ли. Нужно, чтобы и остальные ученики знали, как можно расслабиться всего лишь с помощью удачных рифм. Так что, когда ученики расселись за партами и перестали шептаться, он вывел на доске «Стихотерапия» и пригласил к доске бывшую ученицу Слайзерина Хогвартса Сириуса Lokean.

Летят, летят к нам мысли из Вселенной,
Чудесных мыслей гармоничный строй.
О жизни нашей вечной и нетленной
И в них, конечно, есть и образ мой.

И в каждой клетке, отражая вечность,
Нисходит к нам Отца священный лик.
Он направляет прямо в бесконечность
Из нашей жизни каждый светлый миг.

Владимир Солярис



Составление, а также чтение мысленно и вслух подобных небольших стихотворений (от одного до пяти-шести четверостиший), называемых скорее в шутку «стихонами», положено в основу одного из самых молодых и мало отработанных терапевтических методик – стихотерапии, или рифмотерапии.

По сравнению с другими направлениями звукотерапии лечение стихами применяется реже других, потому что, несмотря на доказанную эффективность, отработана и «отшлифована» эта методика хуже. Для каждого отдельного человека подходят далеко не все стихи, а только те, которые созвучны его внутреннему миру, самочувствию, особенностям темперамента и чертам характера, настроению в данный конкретный момент. Поэтому даже стихотворение, подходящее для большинства людей и считающееся по этой причине лечебным, для отдельного «пациента» может оказаться бесполезным, если не вредным.

Стихотерапия применяется в основном самостоятельно, но может также дополнять и другие терапевтические методики: ароматерапию, цветотерапию. Фактически стихотерапия представляет собой усовершенствованную версию словотерапии, а совместно с ней и с музыкотерапией составляет так называемую певческую терапию.

Эффективность рифмотерапии обусловлена тремя важными причинами.

1. Генетическая.
Недавние исследования позволяют сделать вывод: окружающие звуки, и в основном информация, заложенная в человеческой речи, оказывают влияние на ДНК, то есть на генетический код, в котором заложена вся информация о человеке. Воздействие звуковых волн может быть как отрицательным, так и положительным, и записанный звук действует ничуть не меньше «живого».

2. Биохимическая.
Согласно недавним исследованиям японского ученого Эмото Масару, любые звуки, будь то слова, музыка, пение, стихи, изменяют структуру воды, которая составляет от 80 до 90 % состава организма человека. Слова, произнесенные или даже просто записанные на бумаге либо формируют красивые, совершенные структуры («спасибо», «пожалуйста», «люблю», «верю» и т.п.) либо уродовать и ломать структуру воды («ненавижу», «дурак», «боюсь», «боль» и т.п.). По этому принципу строится отбор слов для использования в рифмотерапии.

3. Гуморальная.
Приятные и неприятные для слуха стихи регулируют выработку в организме эндорфинов – гормонов радости и счастья, увеличивают либо наоборот уменьшают их концентрацию в крови. Поэтому довольно часто в стихотерапии подбор «медикаментов» происходит по принципу «нравится - не нравится».

Но в любом случае – «лечиться» лучше вслух, употребление «лекарства» про себя, «внутрь» действует хуже.

Лечиться методом стихотерапии можно по-разному.

Способ 1.

Самое простое – сделать для себя подборку стихов, вначале небольшую, которая потом, возможно, будет расширяться. В нее должны войти стихи, которые:
1. Вызывают душевный подъем, всплеск активности, желание действовать. Использовать при меланхолии, депрессии, апатии, усталости, физическом и душевном истощении.
2. Подавляют состояние возбужденности, успокаивают. Использовать при перепадах настроения, раздражении, обиде, истериях, нервных срывах.
3. Заставляют просто подумать о чем-то приятном, поднимают настроение. Подходят для использования при всех вышеперечисленных состояниях, но как правило, действуют слабее.
4. Стихи, которые вы могли бы назвать своим девизом или гимном. Использовать при потере веры в собственные силы, разочарованиях, неудачах.

При подборе стихов нужно внимательно прислушиваться к своему внутреннему голосу и не интересоваться ничьими советами. Белые стихи в подборке не запрещаются а наоборот, приветствуются.

Способ 2.

Самостоятельное составление стихов.

Можете сейчас закидать меня камнями. В стихотерапии выдерживание определенного ритма и размера не является обязательным. Поскольку стихотерапия – разновидность словотерапии, ключевым моментов в ней является выделение не сильных и слабых слогов, а сильных и слабых слов.

Чтобы составить стихотворение, которое должно помогать в определенной ситуации, нужно сначала определить, чего в этой ситуации вам больше всего не хватает. Например, в ситуации разлуки сильными, то есть подсознательно помогающими человеку, будут слова семья, дом, друг, любимый, ребенок, тепло, очаг. Также сильными, но негативными, будут слова: непосредственно слово разлука, а также потеря, тоска, одиночество, отдаление, далеко, и тому подобные.

Далее, вне зависимости от таланта и умения, человек составляет стихотворение с «опорой» на подобранные сильные слова. Из составленных таким образом стихотворений можно также как и в первом случае составить подборку.

Результат лечения методом стихотерапии:

1. Возможность получать своеобразные «послания» от своего подсознательного, развивать интуицию.
2. Нормализация психического состояния, кровяного давления, снятие стресса, повышение сосредоточенности.
3. Рифмотерапия применяется также как вспомогательная методика психологического анализа, помогает выразить свои чувства, проблемы, мысли, сомнения, желания, надежды, страхи, отношение к людям.

Напоследок мне остается только порекомендовать стихотворение, которое относится к группе «общих», то есть оказывает тонизирующее воздействие, поднимает настроение.

Агния Барто

Я ЛЕЖУ, БОЛЕЮ

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.

Повздыхаю на спине,
Снова на бок лягу...
Не идут друзья ко мне
Навестить беднягу.

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.

Где товарищи мои?
Как проводят лето?
Без меня ведут бои
На футболе где-то...

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.

Жду, когда в конце концов
Распахнутся двери
И ворвутся шесть мальцов,
Пять по крайней мере.

Но в квартире тишина...
Тру глаза спросонок,
Вдруг я вижу (вот те на!)—
Входят пять девчонок.

Пять девчонок сели в ряд
У моей кровати.
— Ну, довольно!— говорят.—
Поболел, и хватит.

Песни знаешь или нет?
Будешь запевалой!—
Я киваю им в ответ:
— Что ж, споем, пожалуй.

Танька (тонкий голосок,
Хвостик на затылке)
Говорит: — А это сок
Для тебя в бутылке.

Чудеса! Мальчишек жду,
А пришли девчата.
Я же с ними не в ладу,
Воевал когда-то.

Я лежу, болею,
Сам себя жалею,
Как с девчонками спою,
Сразу веселею.


Спасибо Lokean за интересный доклад, а наша лекция закончилась. Теперь домашнее задание, господа ученики.

1. Как вы считаете, есть ли сходство между стихотерапией, медитацией и гипнозом? Объясните свое мнение. (0-2 балла)
2. Как вы думаете, почему читать стихи вслух эффективнее, чем «про себя»? (0-2 балла)
3. Попробуйте из известных вам стихотворений сделать подборку по способу 1. Приведите тексты и объясните, почему вы выбрали именно эти стихотворения (0-3 балла)
4. Давайте выберем какую-либо ситуацию…Скажем, вам предстоит первый выход на квиддичное поле. Вы, разумеется, нервничаете, ничего еще толком не знаете. Надо успокоиться. Какие бы опорные слова вы выбрали? Почему? Составьте «успокоительное» стихотворение на их основе (0-3 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz