К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Лучше поздно, чем никогда.

Радослав озабоченно перечитывал работы ребят за прошлые семестры, и в его голове упрямо зрела мысль, что надо бы рассказать всем то, о чем он пишет каждому лично в комментариях.
- Мыш! Сочини какое-нибудь глупое стихотворение? – задумчиво попросил преподаватель.
- Шэф, это Мыш запросто! Ты только записывать успевай! – тут же свалился откуда-то с крыши беседки зеленый зверек. И моментально начал декламировать.

Мыш в БЗ вчера пришел,
Мыш знакомых там нашёл.
Им язык он показал
И в беседку убежал.
Из теплиц стащил он розу
Всю в инее от мороза.
В мою вазочку поставил,
Одного меня оставил.
Ветер бьет Мышу в глаза,
Даже выбилась слеза.
На чердак влетел, во тьму,
Испугал он там сову.
Та, чтобы прогнать испуг,
В обморок упала вдруг.
Со стыда Мыш покраснел
И подальше улетел.
Очень ему повезло.
Не видал его никто.
Влез туда, где потемней,
Зеленеть он стал скорей.

Радослав записал все… Сосредоточился… А потом с самой радушной улыбкой принял учеников, входящих в кабинет.

Доброго всем здоровья. Не кашлять вам, не чихать и вообще нарушать покой воздуха только чтением стихов. Причем, только хороших. Я тут вот что подумал. Так часто в своих работах ученики совершают… ммм… назовем их ошибками. В общем, пишут свои стихотворения так, что читать их довольно скучно из-за невыразительности и предсказуемости рифм. Ну, и прочих мелочей, которые портят впечатление от поэзии. Вот об этих-то мелочах мы сейчас с вами поговорим.

Мелочь первая. Очень часто меня спрашивают, является ли хорошей рифмой та или иная пара слов. Сразу говорю – не является! Если вы сами сомневаетесь в замечательности рифмы, то хорошей она быть точно не может. По крайней мере, для вас. Собирайте мозги в кучку и придумывайте что-то более удачное. Ну а если вас все еще терзают смутные сомнения…

Мужская рифма, которая оканчивается на гласный звук, может быть использована качественно только при совпадении опорного согласного звука перед последним ударным гласным. «Тебя – меня» - это плохая рифма. И даже не потому, что она избита и стара, как мир. Нет. Просто звуки [б’] и [м’] не совпадают. Поэтому рифма будет ну просто катастрофически слабой. Сюда же можно отнести «траву – огню», «весна – вода», «на коне – в феврале» и многие другие подобные пары слов. Так что, если вы, перечитав свое творение, обнаружили в нем что-то подобное, советую заняться корректировкой. Есть довольно много слов, которые более созвучны! Например, «весна – волна» гораздо лучше рифмуются, чем «весна – вода».

Мелочь 2. Ударения. Нет, это, конечно, далеко не смертельно, если ударение, принятое в русском языке, не совпадает с тем, которое получилось у вас в стихотворении. Но только в том случае, если поэзия предназначена исключительно для чтения вслух. Поскольку такого не бывает, то имеет смысл поговорить об ударениях в этой лекции.

Практически любой начинающий стихоплет неверно выбирает места для коротких (обычно) двухслоговых слов, вроде «его», «мои», «тебя», «уже», «еще», «чтобы» и им подобных. В результате, в стихотворении получается нечто странное: «Его», «тЕбя», «Еще», «чтобЫ», а порой и вовсе бессмыслица, вроде «мОю», вместо «моЮ», или «Уже», вместо «ужЕ». Именно такие вот короткие слова часто ускользают от нашего с вами слуха. Как я уже сказал, это не смертельно, но очень нежелательно. Хотя бы из-за того, что строки:

«И очень сильно мою грудь
Печалит это и тревожит»
, -

при определенной фантазии можно прочесть, как: «И очень сильно мОю грудь. Печалит это и тревожит».

Согласитесь, бред. Но по метрическим ударениям (а здесь у нас ямб) выходит, что именно так и надо читать данный стих. Посему повторюсь в очередной раз: просчитывайте ударные слоги, как я вас учил, если хотите, чтобы ваше произведение было метрически верным. Исправить эту проблему можно довольно просто. Нужно всего лишь переставить слово с ошибкой в другое место в той же строке, где оно будет читаться, как нужно. Скажем,

«И очень сильно грудь моЮ
Печалит это и тревожит»
.

Мелочь 3. Глагольные рифмы. Ох уж эти глаголы. Сколько их в нашем родном языке… И все кончаются так созвучно во всех формах… От этого и страдает красота стихотворений начинающих поэтов. Рифмы, вроде «пришел – ушел», «взял - встал» и т.д., весьма однообразны. Их перебор очень быстро наскучивает читателю. И тогда сборник ваших стихов незаметно отправляется на самое дно самого редко открываемого ящика. Если читатель ваш друг, то он, конечно, мило улыбнется, но читать их больше никогда не станет. Если же это какой-то сторонний человек, то он легко напишет вам негативный отзыв в духе «скучно, однообразно». К тому же такие рифмы очень легко подбираются, так что люди искусства точно не оценят ваших стараний. Чем меньше их будет в вашем произведении, тем лучше. Однако, совсем от глаголов отказываться тоже не следует. Если рифмовать глагол со словом (или сочетанием слов) другой части речи, то получается обычно очень красиво. Например, «мало – не хватало», «летал – перевал», «пришел – драконбол»…

Мелочь 4. Банальные рифмы. Да вы и сами их знаете. «Любовь – кровь», «глаза – слеза», «роза – мороза»… Это рифмы, которые каждый поэт и не поэт использовал в своей жизни необъятное число раз. Потому они и называются банальными. Их использование сродни глагольным рифмам. Очень часто именно начинающие стихоплеты грешат использованием таких вот избитых пар слов. Просто потому, что фантазия в области рифмования пока не развита, а тут уже готовые рифмы, к тому же для этих рифм очень легко написать подходящие по метрике строки. При этом я не говорю, что такие рифмы находятся под запретом и не могут использоваться под страхом смертной казни. Если того требует ход сюжета, развитие стихотворения, например, если действительно требуется подчеркнуть связь любви с кровью, то никто не запрещает срифмовать эти два слова. Но использовать их просто потому, что больше придумать ничего не можешь, не стоит. лучше уж напрячь свою умненькую головку и зарифмовать, например, «любовь – берегов», «глаза – назад» или «роза – колёса»…

Ну вот, собственно, основные четыре мелочи, которые частенько встречаются у новичков в Стихоплетении. Постарайтесь избегать этих слабых мест. Следите за своими рифмами, ударениями… И да пребудет с вами пАзитиФФ!

1. Возьмите стихотворение Мыша и попробуйте исправить все мелочи, которые наш зеленый друг не учел. Можете менять не только рифмы, но и порядок слов, строк, или вообще переписывать строки заново. Главное, чтобы был хотя бы примерно сохранен смысл и полностью сохранен сюжет. (0-4 балла)
2. Попробуйте написать стихотворение о любви не менее 16 строк, чтобы в нем не было ни одной из указанных в лекции мелочей. (0-4 балла)
3. Как вы думаете, а нужно ли вообще следить за всеми этими мелочами, если вы пишете для «домашнего» использования (в кругу семьи, друзей), а не для широкой публики? (0-2 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz