К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Использование поэзии в жизни.
Философия.

Радослав подумал, что пора продолжать разговор о практическом применении стихотворений в жизни мага. На последней лекции разговор шел о светлом и не очень пиаре, сейчас же преподаватель планировал поговорить о чем-то более философском.

- Мыш! Скажи мне, друг мой, что ты даришь Мышке на день рождения?
- Мешок комаров, шеф!
- Эх, все с тобой ясно…
- Могу и тебе наловить, Симорен подаришь!
- Мыыыш… Мы обычно не комаров, а цветы дарим…
- О! Так это я тебе хоть целый букет нарву у Травяницы в теплицах! – храбро предложил Мыш.
- Нет, дорогой. Нехорошо это, цветы воровать. Но с букетом идея неплохая.
- Что ты имеешь в виду? – насторожился Мыш.

- А вот что. Букетом называется стихотворение, которое в день рождения или именины один маг преподносит другому. Такие стихотворения появились еще в древнем мире. На греческом они назывались «genethliacum», а на латыни – «natalitium», что, впрочем, означало одно и то же – «рождение». Тогда эти стихотворения были наполнены радостью, добрыми пожеланиями и восхвалениями семьи именинника, то есть обладали всеми теми чертами, которые и сейчас считаются неотъемлемыми атрибутами поздравления.

Уже позднее эти стихотворения стали на французский манер называть «bouquet». По принципам написания букеты очень напоминают мадригалы. То есть данное стихотворение так же должно быть кратким, остроумным, с ярко выраженной главной мыслью. Как очень большой букет из цветов это не самый удачный подарок, так и стихотворный букет будет нехорош, если автор переборщит с его объемами. Мадригальной величины (2-12 строк, как вы помните) вполне достаточно. Но если мадригал направлен на признание в симпатиях и даже любви, а посему наполнен нежностью и романтикой, то букет должен быть ярким, радостным и веселым, ведь день рождения – веселый праздник! И не стоит разбрасывать гроздья комплиментов – одна четкая мысль, оформленная в веселом стихотворном виде. Кстати, такой подарок для волшебника довольно оригинален, ведь букет цветов любой может получить за считанные секунды, воспользовавшись заклинанием, а в стихотворный он вложит частичку себя.

- Ага! Я понял! – запищал Мыш. – Это как-то так?

Мышка, Мышка, в день рожденья
Пожелаю настроенья
Я тебе прекрасного
И, как солнца, ясного!
Чтоб улыбкой ты своей
Ослепила всех Мышей!


- Ну да, примерно так, - улыбнулся Радослав. – Кстати, ты очень верно сделал, упомянув адресата букета. Это также является обязательным требованием. Помнишь, как в букетах обычно прячутся небольшие записочки «Для Маши» или «Для Ирины»? Вот и стихотворные букеты обычно подписываются таким же образом.
- Здорово! – заявил Мыш и умчался куда-то в лес, видимо, зачитывать свое творение Мышке.
- А есть еще и грустный аналог букета… - пробормотал ему вслед Радослав, а обернувшись увидел, что в беседке сидят и слушают ученики.
- Что за грустный букет? – спросила одна из девочек.

- Сейчас я говорил о так называемых эпитафиях, - ответил преподаватель. – Эпитафия – это надпись на надгробии. В древности эпитафии писались классическим гекзаметром, либо пентаметром, однако со временем к метрике стало выдвигаться все меньше требований. И вновь отмечу, что эпитафия – это КОРОТКОЕ стихотворное произведение. Его содержание – похвала умершему, наставление, обращение к живому читающему. В Древнем Риме захоронения часто помещались вдоль дорог, посему последний случай был очень частым. Так одна из известных эпитафий звучит следующим образом: «Sta, viator! Heroem calsas!», что значит «Остановись, прохожий! Героя попираешь!». Разумеется, в России подобных вещей встретить не удастся, поскольку людей хоронят на определенных территориях, а не вдоль дорог.

Частенько бывает так, что эпитафия пишется от лица усопшего и представляет как бы его обращение к живым. Например, на одном из кладбищ Петербурга стоит памятник с такой надписью:

Прохожий, ты идешь,
Но ляжешь, как и я…


А случалось и такое, что люди заранее придумывали эпитафии для своих собственных памятников. Скажем, Александр Сергеевич Пушкин для собственного надгробия написал следующее:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою
Ей-богу, добрый человек.


Случается и в этом мрачном жанре видеть шутливые эпитафии, хотя со смертью шутить и не принято. Тем не менее на вполне реальном надгробии на другом питерском кладбище можно обнаружить такие слова:

Говорила верно я:
Не ешь ягод, Илья.
Ты меня не слушал,
Все ягоды кушал,
Вот и помер ты, Илья!


Существует и еще одна разновидность эпитафий, которая называется кенотафия (от греч. «койнос» - пустой). Она не высекается на могильных камнях, а пишется «на смерть» или в память о ком-либо отдаленно усопшем. Подобную поэзию можно встретить в письмах родственникам, либо на монументах и бюстах в честь кого-либо, а также пустых могилах, созданных опять же для памяти. Например, великому Мерлину я мог составить такую кенотафию:

О, Мерлин, жизнь твоя хоть коротка,
Но память пронесется сквозь века.


- А как быть, если очень хочешь в стихах пофилософствовать, не обязательно о рождении или смерти, а просто так, но не умеешь красиво сложить слова? – спросил один из немногочисленных парней.

- Хм… - задумался Радослав. – Это, конечно, довольно трудная ситуация. Если поэт не столь велик, как, например Пушкин или Лермонтов, а обладает талантом поскромнее, то его опусы не произведут впечатления интересным слогом, а мысли сделают скучными, а возможно даже смешными в глазах читателя. На сей случай маги-поэты вывели такую стихотворную форму, как гнома. И вот она, в отличие от предыдущих форм имеет строгую метрику. Традиционно это двустишие, первая строка которого написана гекзаметром, а вторая – пентаметром. Схематически это выглядит так:

!_ _!_ _!_ _!_ _!_ _!_
!_ _!_ _!!_ _!_ _!


В любой из стоп, кроме второй половины пентаметра, возможна замена дактиля хореем (!_). Содержит гнома краткое философское рассуждение о чем-либо. В гноме может быть одно, либо несколько таких двустиший. Рассмотрим пример из классики.

В мИре всегдА с человЕком прощАйся, Ибо не знАешь –
ТЫ не в послЕдний ли рАз в жИзни увИделся с нИм.


Я же сообщу вам следующее:

САмое глАвное в жИзни студЕнта шкОлы волшЕбной –
Это конЕчно же Он, мИлый, любИмый звонОк!


Все свободны, с вас домашнее задание!

1. Как по-вашему, верно ли, что поэты ограничили все вышеперечисленные произведения столь малыми объемами? Или все же стоило увеличить классический размер букетов, эпитафий и гном? Почему? (0-2 балла)

2. Выберите из студентов Аргемоны одного и посвятите ему букет на его будущий День рождения (0-2 балла)

3. Я привел некий вариант эпитафии памяти Мерлина, а представьте, что на уроке Истории Магии вы оказались на его могиле. Какую эпитафию вы могли бы прочесть на его надгробии? Сочините ее возможный текст. Почему вы так считаете? (Разумеется, я говорю о ее русском стихотворном переводе, а не латинском или кельтском написании) (0-2 балла)

4. Среди исторических личностей немало таких, чьи могилы затеряны во времени и пространстве и вообще вряд ли сохранились. Напишите кенотафию в память об одном из исторических деятелей. Обоснуйте ее содержание. (0-2 балла)

5. Найдите какую-либо мудрость, умную фразу. Ваша задача оформить ее в виде гномы. (0-2 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz