К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Лабораторная номер раз.
Магическая проза.

Приветствую вас, солнышки мои, снова! Все домашки сдали? Герооои! Хвалю и горжусь. Можете полочку на кухне ограбить на предмет конфеток. Да на своей кухне, а не на Аргемоновской! Дорогуша, ты куда намылилась? Ах за тооортиком… Скажи Мышу, куда лететь, он принесет.

Ну вот, когда мы так ловко избавились от главного разлагающего фактора, можем немного поговорить и по теме. А тема у нас с вами сложная и интересная. Я ей заинтересовался, когда выбирал тему своего диплома. Надеюсь, вам она тоже придется по душе. Тема эта – правила составления заклинаний приговорной группы с точки зрения Магии Языка. Не пугайтесь. Дружище, вылазь из обморока, там темно и скучно. В этом страшном названии сокрыто следующее. Мы с вами изучим основные языковые особенности заговоров, приговоров, наговоров. Энергетическую сторону этих заклинаний вы уже имели возможность изучить на уроках заклинаний. Настало время проверить, есть ли у этих заклинаний что-нибудь особенное в плане букв и звуков. А первую нашу лекцию из этого раздела мы посвятим нерифмованным заговорам. Чтооо значит, а где стихи? Стихи будут, обещаю. Но нам же надо с чем-то сравнивать, так ведь? Да и вообще, всем заговорам присуща напевность, значит, они написаны стихотворным стилем речи. Иначе бы напевать не вышло. Поэтому, «Магическая проза»!
К нерифмованным заклинаниям относят нечто подобное:

“Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле. И встану я лицом к зори. И помолюся, и поклонюся двум зорям, двум сестрам: утренней зоре Ульяне, вечерней - Маремьяне. утренняя зоря Ульяна, вечерняя зоря Маремьяна, а возьмите-ка вы у меня всю кашлету и удушье, а снесите-ко ее за окиан-море. За океан-морем все примут. Там для вас напечено и наварено. Аминь”.

Да-да. То самое, о чем вы на лекциях Русской Магии говорили. Даже домки писали с разборами. Я пока этого не потребую. Я расскажу вам о выведенных мной экспериментально зависимостях. Сразу оговорюсь, что все мистические манипуляции осуществлялись с помощью одного основного артефакта. Вам тоже предстоит ими воспользоваться, поэтому возьмите сразу по одному. Инструкция пользователя прилагается.
Для нерифмованных заклинаний общая картина выглядит следующим образом:


Начнем с букв. Казалось бы, такая маленькая единица языка…Но и она важна. Какой же длины слова чаще всего используются в подобных заклинаниях? С помощью артефакта мне удалось получить среднее число букв в слове равное 4,7. То есть, округлив до ближайшего целого (не может же в слове быть половинка буквы!), получаем 5 букв на слово. Средненькое, не длинное, не короткое. В самый раз. Ну и сразу, не отходя от касс…артефакта, получим значение для среднего количества слогов в слове. Оно равно 2. Ну в принципе, на пятибуквенные слова два слога – норма. Теперь перейдем к частностям. Буквы, вне текста, сами по себе, могут обозначать гласные звуки, согласные, и не обозначать звуков (ь,ъ). Какую же долю от всех букв в заклинаниях составляют «гласные», «согласные» буквы и знаки. Артефакт показал мне такие данные:

Доля гласных букв – 42,8%
Доля согласных букв – 55,13%
Доля знаков - 2,07%

То есть, общее число «гласных» не так уж сильно уступает общему числу «согласных» букв. А на 100 букв обязательно есть два знака. Причем, если быть более точным, мягких. Такова уж особенность современного заклинания. К другим особенностям буквенного состава следует отнести такие:

- наряду с «ъ» в заклинаниях крайне редко используется буква «ф».
- чаще всего (10 из 100) употребляется буква «о», затем следует «е» (9 из 100) и «а» и «и» (7 из 100).
- из согласных можно отметить «н» и «т» (по 6 из 100).


Теперь перейдем к тому, что буквы, собственно, обозначают. То есть, к звукам.
В среднестатистическом слове из заклинания наличествует 4,68 звука. При округлении мы, конечно, так же получим 5. Но в точных значениях видим, что букв в словах заклинаний чуть больше, чем звуков. А как же в целом по заговору? А в целом, картина такая же. Значение отношения букв и звуков равно 1,008. То есть на несколько штучек букв выходит больше. Может быть, из-за этой неучтенной мелочи некоторые заклинания не работают?
Еще один незначительный показатель. Вы знаете, что есть сочетания согласных, в которых одна из них не произносится. Так вот. Доля таких согласных от общего их числа 0,2%. То есть, ничтожно мала, значит, заговор может смело обходиться и без таких сочетаний.
Перейдем к остальных долям. Звуки, подобно буква, делятся на 3 группы: гласные, согласные и дифференцированные. Что это такое? Дело в том, что гласная буква обозначает чистый звук, когда стоит под ударением или перед ударным словом. Во всех других позициях она звучит как-то непонятно. Возьмем слово «молоко». *Радослав взял слово с полки* В транскрипции оно будет записано как [мълако‘]. Ударнная буква «о» означает сильный звук [о], предударная – слабый [а], а первая – этот самый дифференцированный нечеткий звук. Дифференцируемый звук может обозначать мягкость или твердость предыдущего согласного. В зависимости от этого, в транскрибции о записывается как [ь] или [ъ]. В итоге, «гласных» букв оказывается в полтора раза больше, чем гласных звуков. Статистика по звукам выглядит следующим образом:

Доля гласных звуков – 29,46%
Доля согласных звуков – 57,24%
Доля дифференцированных звуков – 13,3%


Самым популярным гласным звуком является [a] (12 из 100). Среди согласных нас будет интересовать следующая классификация: согласные делятся на твердые и мягкие, а также на глухие и звонкие. Соответственно, имеют место следующие соотношения:

Твердые-мягкие: 63,8%-36,2%
Звонкие-глухие: 59,6%-40,4%


Чаще всего в заклинаниях встречаются твердые согласные [т] и [с]. Из мягких самым частым гостем является [н’]. Так же довольно часто можно встретить звук [й‘]. А вот мягкий [х‘] нам не встречается вообще, при наличии буквы «х». Впрочем, обратный парадокс показывает, что при отсутствии буквы «ф», звуки [ф] и [ф‘] встречаются достаточно часто.

Ну а теперь задание. Поскольку у нас лабораторная работа, то вам предстоит провести некоторое исследование. Поэтому задания будут немного необычными.

1. Возьмите в руки артефакты и проведите разбор приведенного в лекции заговора. Артефакт все сделает за вас, ваша задача – сделать подготовительную работу. Чтобы сделать все правильно, читайте инструкцию. Приведите волшебный снимок результатов анализа.
2. Проанализируйте, насколько близки полученные результаты к средним, приведенным в лекции.
3. Как по-вашему, почему зависимости, приведенные в лекции, получились именно такими? Не надо ничего искать, обоснуйте своими словами. Не обязательно обосновывать все. Что получилось, то получилось.
4. Может ли маггл написать потенциально действующее заклинание. Почему?


Для ответа на часть вопросов вам может понадобиться вот эта табличка. Посему я ее вам с радостью предоставляю. Удачных исследований!

ЗЫ. Артефакт весит 143 кб, так что все нормально. Вспомогательный артефакт качать необязательно, если у вас на портале установлен .NET Framework не ниже версии 2.0. Обычно Фреймворк идет в стандартной комплектации портала. Попробуйте скачать артефакт и запустить. Если не сработает, тогда качайте вспомогательный. Он весит 23 Мб, так что, аккуратнее с трафиком.

Если что-то непонятно, спросите в КЦ. Не стесняйтесь, лекция сложная. А даже если и нет вопросов, то очень прошу всех, кто лекцию хотя бы просто прочел, зайти в КЦ, написать о ней отзыв.

Hosted by uCoz