К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Использование поэзии в жизни.
Мадригал, эпиграмма, рекламные стихи.

- Шэф! Шэф, а посвяти мне какой-нибудь стишок!
- Мыш, ну что ты пристал? Посвяти тебе тооо, напиши тебе эээто…
- Ну шэф! Мне никто никогда не посвящал стихов!
- И это ты мне говоришь? Ты же на каждую лекцию летаешь! Столько стихов о себе выслушал!
- Не помню ни одного! – Мыш задрал нос и отвернулся.
- Ладно. Сейчас я научу ребят писать всякие интересные стихи, и они тебе их обязательно посвятят.

Доброго времени, ребята. Согласитесь, писать обычные стихотворения может каждый. А вот чтобы написать какое-нибудь особенное стихотворение, традиционно предназначенное для какой-то особой цели, нужно серьезно постараться. Давайте попробуем научиться сочинять такие специализированные стихотворения.

Первым делом мы обратимся к мадригалам, раз уж Мыш так просил что-нибудь ему посвятить. Мадригал - это короткое лирическое произведение, состоящее из 2-12 строк, в котором автор объясняется кому-либо в любви, обязательно высказывая какой-нибудь комплимент. Возможно, автор даже несколько преувеличит похвалу, звучащую в строках мадригала. Но они обязательно должны содержать яркую острую мысль, и в то же время быть нежными. Разумеется, комплимент должен быть не слишком избыточным, иначе получится, как у поэта Оргона. Он посвятил своей жене мадригал, где сравнил ее с Венерой, однако на деле жена его была далека от столь идеальной красоты. Так что мадригал в честь жены превратился в эпиграмму на богиню. В целом, каких-либо ритмических или рифмовочных правил при написании мадригалов нет. Единственные требования: обращение на «ты» или «вы» к объекту «восхищения» (в зависимости от близости отношений), а также отсутствие пошлости. Не терпят такие возвышающие стихотворные формы низкопробных словечек и оборотов. Вот пример одного из существующих мадригалов поэта Сумарокова:

Прелеста, я сказал, что ты не хороша,
Что одеваться ты со вкусом не умеешь;
Что сверх того еще дурна твоя душа;
Сказал — а для чего? — Я не запрусь и в этом:
Хотел, для редкости, поспорить с целым светом.


Как видим, поэт таким изощренным способом намекнул любимой даме, что никто на свете не скажет ей столь плохих слов, поскольку все считают ее прекрасной. Попробую написать что-нибудь Мышу, раз он так просил…

О, Мыш! Ты непоседлив, как юла.
Храбришься, но любой боишься тучи!
Мешаешь часто делать мне дела…
Ах, как бы без тебя мне было скучно!


Как думаете, оценит? Ну, даже если и не оценит, я честно старался. А мы с вами продолжим наше знакомство с полезными формами стихотворений. Чуть выше я упомянул эпиграммы. Давайте познакомимся с этим интересным направлением в поэзии.

Эпиграмма является противоположностью мадригала. Она выражает не комплимент, а некую колкость в адрес человека. Своего рода светская частушка. Пошутить-то русские дворяне тоже были не прочь, но воспитание и манеры общества не позволяли им пользоваться народными обычаями. Вот и родился такой жанр. Хотя частушкой назвать эпиграмму тоже было бы не совсем верно, ведь она всегда (!) имеет совершенно конкретного адресата, объект колкости, причем тут не обязательно указывать его имени или как-то к нему обращаться. Главное, чтобы эпиграмма содержала острый укол и была короткой и легко запоминающейся.

За примером прошлых лет обратимся к мастеру эпиграмм, магу Пушкину. Скажем, вот такое стихотворение он посвятил знаменитому историку Карамзину:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.


Таким образом он высмеивает промонархическую сущность созданного Карамзиным учебника. Между прочим, даже сейчас ведутся споры о том, а не переписал ли господин Карамзин историю прошлых лет по указанию императора… Или вот замечательная эпиграмма на бесталанного поэта от другого мага слова Павла Козлова:

Ты холоден и пуст: зима в стихах твоих.
Чтоб жару им придать, согрей в камине их.


Раздумывая, на кого бы написать эпиграмму для примера, я пришел к выводу, что совершенно не хотел бы никого высмеивать, но искусство требует жертв… Пусть же жертвой моей эпиграммы станет господин Корнелиус Фадж из романов Роулинг.

Боясь за собственную власть,
Глазам других не верил долго.
Но от неверья мало толка,
Коль правда твой уж режет глаз.


Ну вот в легких произведениях мы немного потренировались. Все они, как вы видите, обращены к людям. Однако в последнее время в большую моду входят стихи-реклама. Это небольшие поэтические произведения, отличающиеся обычно четким ритмом, простыми конструкциями и не менее простыми рифмами. Основная цель таких стихов – запомниться покупателю. В тексте нужно обязательно выделить рекламируемую продукцию. Это может быть название товара, фирмы или магазина или суть события. Лучше всего, если оно стоит в конце произведения или заключено в некой присказке или припеве. Кроме этого неплохо использовать юмор, народные мотивы… Да вы и сами наверняка много раз слушали такие рекламные стишки. Подобная поэзия широко использовалась в агитационных целях большевиками в эпоху революции. Особых успехов в таком искусстве добился маг-поэт Маяковский. Его агитки легко достигали сердца простого народа, и соперничать с ними заумные витиеватые призывы буржуазии и монархистов не могли.

Врангель фон,
Врангеля – вон!
Врангель – враг,
Врангеля в овраг!


К тому же, работая в Окнах РОСТА, он часто добавлял к своим лозунгам картинки, которые правильнее всего будет сравнить с комиксами. Вот, например:



Ну а сейчас можно встретить такие лозунги магов-рекламщиков, как «Заходи на праздник к нам, цену делим пополам!» или «К нам заходи перед Новым Годом – найдешь у нас все, что душе угодно!». Таким образом можно рекламировать любые акции, конкурсы, товары… Например, «Если сильно ты устал, иди в «Тринадцатый Привал»!».

Ну ладно, что-то я разрекламировался. Пора уже предоставить вам право поупражняться в сочинительстве. Ваше сегодняшнее домашнее задание будет исключительно творческим.

Представьте, что произошло какое-то чудо, и вся Школа вдруг заговорила стихами. И вот вы встречаетесь в коридоре с человеком, который вам очень приятен, о чем вы очень хотите ему сообщить. Разумеется, для этого существует стихотворная форма, о которой мы говорили в начале лекции – мадригал. Сделайте комплимент этому человеку с помощью мадригала, не забыв, обратиться к нему по имени.

Когда комплимент сделан, вы с чистой совестью идете дальше и видите, как кто-то из ваших знакомых совершает какой-то глупый-глупый поступок. Конечно, вам не терпится над этим посмеяться, но сделать это необходимо в стихах. Что же может здесь подойти лучше эпиграммы? Сочините эпиграмму на вашего знакомого, основанную на совершенной им глупости.

К вам подбегает Тилли и просит срочно придумать рекламный стишок для какого-нибудь заведения в Волшебной деревне. Только очень хороший, чтобы все обязательно пошли туда (акция ли там, конкурс или просто новый завоз товара – решать вам). Сочините такой стишок и запишите его так, как бы сами его читали. В домашней работе пришлите ссылку на запись и текст стишка.

После того, как вы правились с нелегкой задачкой от Тилли, вам навстречу попадается капитан квиддичной (или драконбольной) команды и начинает жаловаться, что ребята не идут играть, а ему срочно нужно собрать команду. Придумайте лозунг в стиле Владимира Маяковского, призывающий ваших товарищей по факультету записываться в команду и заниматься спортом, и сопроводите его соответствующей картинкой.

Представьте отчет о проведенном вами дне в виде рассказа. (0-10 баллов)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz