Кабинет Стихоплетения



К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Песни.

Ну что, взрослые мои. Пора нам с вами освоить еще одну не менее важную для мага слова сферу, неразрывно связанную со Стихоплетением. Это песенная магия. Как вы знаете из всевозможных лекционных курсов и сказок, все стихотворные и неочень заговоры произносятся напевно. На Магии голоса вам рассказывают, как взять верную ноту, что необходимо сделать со связками, чтобы звуки, издаваемые ими, доставляли удовольствие, а не панический ужас и желание забиться в самый дальний угол. Что же происходит, если совместить Магию голоса и Стихоплетение? Наверняка вы уже догадались, что сегодня речь пойдет о песнях. Писать песни пытаются многие, исполнять – чуть ли не каждый первый. Сегодня я попробую представить вам свое видение того, что нужно для написания хорошей песни, постараюсь дать несколько советов начинающим бардам. Они не претендуют на звание истины в последней инстанции. Прочитав лекцию, вы вполне можете махнуть рукой и сказать, что у вас свой путь и ваши песни самые замечательные на свете. Однако, мы думаем, что наши советы вполне могут принести вам пользу, показать пути к самосовершенствованию и дать пищу для размышлений.

Итак, начнем мы с того, что вообще подразумевается под понятием «песня». В наше с вами нелегкое время песней зовется все, что хоть как-то связано с музыкой и словами. Хотя в современном лексиконе появилось заимствованное слово «трек» - «дорожка», которое очень даже подходит для рэпа или драм-н-бэсс композиций. Назвать их песнями весьма трудно – это всего лишь дорожка на диске. Однако и в таких треках сокрыты магические силы, которые заставляют людей плакать и улыбаться, отвлекают от неприятностей и позволяют вернуться к реальности. Попробуем разобраться, откуда в песнях такая магия.

Итак, песня – это слияние слов и звуков. В основе любой песни лежат два «кита»: текст (стихи, в классическом варианте) и музыкальный ряд. Начнем с текста. Сразу оговорюсь, речь я буду вести о русских песнях. Об особенностях иностранного песнесложения вы можете попробовать написать доклад по Стихоплетению.

Первые русские песни в качестве текста использовали произведения былинного типа, исполнялись, как вы могли знать по фильмам «Иван Васильевич меняет профессию», «Садко» и прочим, акапельно или под гусли+дудки. Особый былинный слог достаточно трудно охарактеризовать с точки зрения ритмики. Да и не пишут сейчас уже так. В классическом варианте текст песни – это стихи. Причем, изначально - стихи русских классиков. Невероятное количество романсов имеют в своей основе стихотворения Пушкина, Лермонтова, Есенина… То есть, стихи для песен имеют четкий ритм, размер, рифмовку и подчиняются всем тем нормам стихосложения, о которых я рассказывал на своих прошлых лекциях. Согласитесь ведь, что песни из репертуара Федора Шаляпина, Клавдии Шульженко и многих других исполнителей слушать легко и приятно? Значит, текстом для песни вполне может стать стихотворение, написанное по всем канонам стихосложения. Этим пользовались и продолжают пользоваться по сей день многие авторы и исполнители самых разных стилей. От Андрея Макаревича до Игоря Крутого. Лично я так же придерживаюсь классического стихосложения при сочинительстве. Но почему же тогда не все стихотворения классиков используются в песнях? Во-первых, дело в том, что не каждый стих можно положить на музыку. И с этим приходится считаться. Если к стихотворному размеру можно подобрать подходящий музыкальный, то есть шанс получить в скором времени песенное произведение. А во-вторых, не каждое стихотворение имеет смысл петь. Хорошая песня, песня, которую будут слушать, петь и перепевать, должна обладать сильной эмоциональной окраской, рассказывать о чувствах или о каком-то событии или явлении, которое вызывает яркие чувства, или содержать какой-то очень красивый или наоборот страшный образ. Скажем, «Белая береза под моим окном…» - не столь уж эмоционально яркая песня. Однако она таит в себе красоту русской земли, русской зимы, а также пропитана нежностью, спокойствием… Все это в итоге и позволило создать из этого стихотворения красивейший романс.

Итак, что нужно помнить автору, который хочет написать стихи к песне в традиционном стиле:

- соблюдение канонов стихосложения (размер, постоянство системы рифмовки, звуковые правила);
- возможность подобрать подходящий музыкальный размер к размеру стихотворному;
- наличие сильных эмоций, чувств, либо красивого образа в тексте.

Стоит сразу заметить, что песня – это очень структурированное явление. Основной единицей в песне является куплет. Обычно куплет содержит в себе завершенную часть смысловой нагрузки песни – какую-то мысль. Как абзац в прозе. Куплет может содержать абсолютно любое количество строк, но стоит помнить самое важное. Каждый куплет имеет одинаковую структуру. То есть в классическом варианте, да и просто в принципе, довольно некрасиво, если первый куплет написан ямбом, а второй анапестом, или также некрасиво, если первый куплет написан смежной рифмовкой, а второй перекрестной. Кстати о рифмовках… В песнях очень часто используется смешанная система рифмования. Помните, когда вы писали мне в стиле Федота-Стрельца? Вот так, например. Или (чаще) рифмуются первые три строки куплета, а четвертая идет не в рифму (возможно даже длиннее или короче предыдущих трех).

Но мы отошли от структуры. Кроме куплета в песне часто бывает припев. Традиционно в припеве содержится основная мысль, мораль песни, то, на что автор хочет обратить максимум внимания слушателя. Припев поется между куплетами столько раз, сколько того пожелает автор. Припев может содержать больше строк, чем куплет, а может состоять из одной строки или даже из одного слова.

Куплеты могут заключать в себе отрезки, написанные в разных метриках и ритмах. Например:

Налей еще вина, мой венценосный брат,
Смотри - восходит полная луна;
В бокале плещет влага хмельного серебра,
Один глоток - и нам пора
Умчаться в вихре
по Дороге Сна...

По Дороге Сна - пришпорь коня;
здесь трава сверкнула сталью,
Кровью - алый цвет на конце клинка.
Это для тебя и для меня –
два клинка для тех, что стали
Призраками ветра на века.
(Мельница. Дорога сна).

В дальнейшем эти две части повторяются именно с такой ритмикой парами несколько раз. Однако слова в обеих частях пары постоянно новые, поэтому назвать какую-либо из них припевом нельзя. Кстати, вы заметили смешанную рифмовку? Обратите внимание. Здесь она соединена еще и с вольным стихом (стихотворение, в котором строфе обладают различными размерами).

Кроме того иногда в какой-либо части песни (обычно, ближе к концу) может появиться совершенно новая как ритмически, так и музыкально часть. Например, в песне «Господин горных дорог» все той же Мельницы в конце появляется новая часть:

Я хотела остаться с тобой,
Я уже успела посметь.
Пахнет снегом, прозрачная боль –
То ли даль, то ли высь, то ли смерть...


До этого текста с такими характеристиками не было. Такой прием довольно эффектен, поскольку слушатель за 2-3 минуты привыкает к ритмике песни, и новая струя становится для нег настоящей неожиданностью. Приятной или нет – зависит от того, насколько грамотно автор исполнил переход в музыкальном сопровождении… Теперь поговорим о нагрузке, то есть о том, каким должен быть текст песни и для чего это нужно. Для этого мы в начале разделим песни на три типа: авторские, эстрадные, рэп-r’n’b.

К авторские песням я отношу все, что сочиняется лично вами и может исполняться в любой обстановке под гитару вами же. Это и песни Высоцкого, и русские романсы, и большая часть работ современной рок-культуры, шансона… Выделим здесь отдельный подтип – бардовские песни, то есть те, которые исполняются у костра в лагерях, на туристических слетах, играются на минимуме аккордов, часто выражают чувства личные, авторские, того человека, который эту песню сочиняет. В таких песнях смысловая нагрузка главенствует над музыкальной. Текст выходит на первый план. Он насыщен мыслями, образами, идеями. Наиболее ярок пример Высоцкого, Визбора, Ланцберга… Музыка здесь обычно служит не более чем для обозначения функциональных аккордов, то есть для облегчения исполнителю жизни. Остальные песни авторского типа имеют более развитую музыку, которая по своей насыщенности может не уступать тексту. Но текст обязательно несет смысловую нагрузку. Музыка здесь усиливает эмоции, описываемые в тексте, задает песне эмоциональную окраску, помогает понять, как относится автор к описываемому в тексте явлению. Текст может быть неоднозначен, как у «Сплина», вызывать массу споров относительно его смысла, как у «DDT», но для восприятия таких песен обязательно нужен МОЗГ!

Эстрадные песни призваны рассказать о каком-то явлении простыми словами под простую музыку. Рассказать так, чтобы слушатель мог, не задумываясь, понять, о чем говорит автор. МОЗГ для таких песен необязателен. Вполне достаточно какого-то жизненного опыта, чтобы понять такие песни. Музыка здесь так же, как в бардовских песнях, необходима в основном для обозначения мелодии, которую пропевает исполнитель. При этом эстрадная песня так же, как авторская, может содержать сильные чувства, глубокие мысли, но сказаны они будут на простом, бытовом уровне. Традиционно музыка для эстрадных песен электронная, либо фонограммная, но вполне можно сочинить эстрадное произведение и под гитару, что доказывает такой исполнитель, как Трофим. Стихи для обоих этих типов пишутся согласно тем принципам, о которых я говорил выше. Хип-хопоподобные стили появились в России вместе с появлением американских фильмов, бройлеров и долларов. Особой музыкальной составляющей они не имеют. Чаще всего все сводится к примитивному биту и нескольким повторяющимся комбинациям нот. При этом их можно разделить на две больших части. Непосредственно рэп несет очень большую смысловую нагрузку, при практически полном отсутствии музыки и мелодичности. Важнейшей составляющей для рэпа является рифма. Причем, здесь рифмовать можно строку из семи стоп с двухсложным словом, а затем вновь длинную строку. Не столь важно соблюдение размера, сколь необходим смысл и большое количество созвучий. Остальное зависит только от мастерства исполнителя.

А вот остальные направления хип-хопа ближе к эстрадным принципам. Музыка здесь часто идет вразрез с исполнением, а текст прост и не имеет глубокого смысла.

1. С чем из описанного в лекции вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения. Возможно, Вы можете что-то добавить к описанному выше? (0-5 баллов)

2. Попробуйте написать песню. Любую. Можно без особых изысков, два куплета и припев. (0-5 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz