К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Рифмы. Виды рифм.

- Грабли-сабли… - задумчиво бормотал себе под нос Радослав, пока ученики рассаживались по своим столикам, - свечка-печка…
В этот момент в беседку влетел Мыш и грохнулся профессору на макушку. Радик тряхнул головой, посадил Мыша на стол и понял, что слишком сильно задумался – пора бы и урок начать!
Итак, дети мои, до этого мы с вами всё циферками занимались, ритмику подтягивали…Настало время изучить вторую практически обязательную (хотя мы знаем, что не всегда) часть стихотворения – рифму!
На вводном занятии я давал понятие рифмы, поэтому повторяться не стану. А вот вам придется поковыряться в своих конспектах и рассказать мне в домашних работах (своими словами), как вы понимаете, что же это такое? Но до домашних еще далеко. Продолжаем наш урок.
Изначально рифма была придумана поэтами для изящного указания на окончание строки, чтобы читающий знал, где ему делать паузу. Как мы помним, строки рифмуются путем совпадения последних ударных гласных звуков в строчках. Затем с помощью звуков, окружающих ударный гласный, мы можем добиться определенной точности рифмы. Вот с этого признака мы и начнем.
Точность рифмы зависит прежде всего от согласных звуков в концовке строки. Их различают по нескольким признакам. Вот они:
- место образования
- способ образования
- участие голоса и шума
- твердость и мягкость
- глухость и звонкость
Рифма считается точной в том случае, если звучание концовок строк полностью совпадает. Однако, такое встречается достаточно редко. Рифма будет почти точной, если согласные в концовке строк отличаются по мягкости или звонкости. Скажем, та рифма, которую я приводил на вводной лекции (дроЗД-моСТ), будет точной (т.к. в транскрипции выделенные сочетания звучат одинаково). Если же мы возьмем множественное число (дроЗДы-моСТы), то рифма будет уже менее точной(т.к. согласные различаются по звонкости). Рифма «дроЗДы-раСТи» будет еще менее точной, т.к. согласные будут отличаться и по звонкости и по мягкости. Рифма «дроЗДы-коВРы» будет совершенно неточной, т.к. звуки различаются и по месту и по способу образования. Однако рифмой такое сочетание все равно будет, ведь последний ударный гласный у них одинаков.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наиболее выгодны для рифмовки парные глухой-звонкий(д-т) и твердый-мягкий([д]-[д‘]). Есть и другие довольно неплохие сочетания для рифмовки, но их немного.
А мы перейдем к другой классификации рифм. Выделяют рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Здесь все зависит от расположения последнего ударного слога в строке. Причем, ударение здесь именно языковое, а не логическое.
При мужской рифмовке ударным (то есть и рифмующимся) гласным звуком является последний. Как, например, вот в этом заклинании:
Птица-ласточка летИт,
счастьем небо оросИт,
дальше мне перепадЁт –
счастье птица принесЁт,
и в работе, житиЕ,
и в домашнем бытиЕ

Ударение на последний слог жестко заканчивает строку - «крепкой мужскою рукою». Наверно, поэтому рифму и назвали мужской.
При женской рифмовке последнее ударение строки падает на предпоследний слог, как здесь:
Клок тумана, глаз дракОна
И узор хамелеОна
Я свиваю, я сплетАю
Путаю и окружАю…
Строка как бы не имеет жесткого конца, остается некая незавершенность, недосказанность - возможно, поэтому и женская.
При дактилической рифмовке последним ударным будет третий с конца слог. То есть получится своеобразная дактилическая стопа !--
Строчки обмЁтаны,
Слова нашЁптаны
Воля укАзана
Заклятие скАзано…
Угадайте, где стоит ударение в гипердактилической рифме? Не удивляйтесь, но не ближе четвёртого слога от конца. Встречается, правда, редко, потому что такие слова еще подыскать надо… Но всё-таки бывает:
Леший бороду почЁсывает,
Палку сумрачно обтЁсывает.
Вот такие бывают рифмы. Но это абсолютно не значит, что стих должен быть написан с использованиям только женской или только мужской рифмы. Очень часто они комбинируются:
Свет мой, зеркальце! СкажИ
Да всю правду доложИ:
Я ль на свете всех милЕе,
Всех румяней и белЕе?
Опять мы с вами звонок пропустили… Ладно, давайте я вам быстренько заданий надаю!

1. Так что же такое рифма? (0-1 балл)
2. А как вы думаете, почему рифмы были названы мужской и женской? Пофантазируйте(0-2 балла)
3. Перед вами стихотворное заклинание:
Я не знаю, где ты есть,
Может, там, а может, здесь,
Я тебя не ненавижу,
Даже в мыслях не обижу,
Если порчу насылаешь,
Ты меня не задеваешь,
Где б ты не был, мой не друг,
Все вернется, сделав круг!
Какие строки в этом заклинании зарифмованы мужской рифмой, а какие – женской? (0-2 балла)
4. Мужскими да женскими рифмами сочинять вы уже пробовали на прошлых лекциях, так что это уже не интересно. Поэтому будем сочинять дактилической рифмой))) 8-12 строк о любом магическом животном будет в самый раз! Если не выходит дактилическая...Не расстраивайтесь, наишите строк 16 смешанной (мужской и женской) рифмой. Не забывайте обозначать заглавной буквой последний ударный гласный! И чем точнее будут ваши рифмы, тем выше шансы получить 12 баллов)))


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz