К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Ропалические стихи.

Радослав сидел за столом и рисовал на бумаге квадратики и треугольнички. Потом задумывался и снова начинал изображать всевозможные примитивы. В это время к нему подлетел Мыш и по традиции при приземлении опрокинул баночку с чернилами.
- Ты чем это тут занимаешься, шеф? – воскликнул он, невинными глазками смотря прямо на меня. – Геометрия какая-то…
- Я туда стихи хотел написать… - грустно глядя, как чернила впитываются в лист, сказал я.
- Куда туда? – удивился Мыш.
- А вот в эти фигурки. Как вот здесь, смотри.
Радослав вынул из ящика стола сборник стихотворений Апухтина и открыл на заложенной странице.

О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.


- Ух ты! Треугольник! Ничего ж себе! Птюхх! – восторгу Мыша не было предела. – А это как называется?
- Это фигурные стихи, Мыш. Я хотел на лекции как раз рассказать о них. Но мне примеры для начала надо было придумать. А теперь вот заново рисовать…
- А про Мыша придумаешь? – спросил Мыш, пропустив упрек мимо ушей.
- Придумаю, - хитро сказал я. – Все твои преступления раскрою.
- Эээй! – хотел было возмутиться Мыш, но в класс стали входить студенты, и ему пришлось замолчать.

- Ну что, девочки и мальчики? – спросил Радослав, поднимаясь к доске. – Займемся буквенным рисованием? Сегодня мы с вами перейдем к разделу так называемой комбинаторной поэзии. Темой сегодняшней беседы будут ропалические стихи. Их корни случайным образом выводят нас к Гомеру. Вероятно, он даже сам не подозревал, что случайно записанная строка спустя много веков даст начало целому направлению. Что же произошло? Однажды один весьма наблюдательный волшебник, писавший домашнее задание к лекции про гекзаметр, обнаружил в произведении Гомера строчку, в которой количество слогов возрастало от первого слова к последнему. При этом каждое следующее слово было на слог больше предыдущего. Волшебник ассоциировал это явление с палицей, утолщающейся к концу. «Ропалон!» - воскликнул он, что на греческом и значило «палица». Своим наблюдением маг воспользовался в своем домашнем задании. Так и появились ропалические стихи.

Вариаций ропалических стихов (в литературных кругах их также называют "снежный ком") несколько. Начнем с того, что сейчас они бывают как с увеличивающимся, так и с уменьшающимся числом языковых единиц. Единицами обычно являются буква, слог, слово и строка. Такие стихи могут быть растущими, убывающими и растуще-убывающими, когда в середине стиха есть пиковая строка, разделяющая две симметричные половинки.

Пусть в нашем стихотворении всего 8 строк. НО! В каждой следующей строке на слог меньше, чем в предыдущей.

Буря мглою небо кроет ли,
Солнце светит, иль дождь идет,
Мышей над башней двое:
Зеленый хоровод.
Скажи лишь только,
«Студенты ждут».
Мыш с домкой
Уж тут!

- Нравится, Мышик? – поинтересовался Радослав у довольно улыбающегося почтальона.
- Мммм… Это так…необычно! – воскликнул Мыш.
- Действительно. Довольно необычно выглядит. Визуально сказать сложно, но при прочтении вслух чувствуется, как слоги убывают. Однако магия слов не дает потерять смысл произведения. Впрочем, бывают стихи ради формы, а не ради смысла. В древности и средневековье поэты частенько баловались такими творениями. А одному из них довелось стать даже эмблемой каббалистики.

A B R A C A D A B R A
A B R A C A D A B R
A B R A C A D A B
A B R A C A D A
A B R A C A D
A B R A C A
A B R A C
A B R A
A B R
A B
A


Его автор Серенус Саммониус, вероятно, даже не подозревал, что в записанном от скуки треугольничке люди будут еще долгое время искать сакральный смысл. В последнее же время такие стихотворения стали лишь игрушкой в руках магов слова. Еще ропалический стих может выглядеть вот так. Сейчас такой вид стихотворений называется буквенными ропалическими стихами.

Я бы так всех людей удивил!
Я бы был всем будто родной!
Я бы сам всем счета открыл!
Я бы дал всем сикль простой!

Но не удивлю))) Вот если бы Домовенок Кузя тройное жалование платила…
Но перейдем от Магии Языка к Матэме. Да-да. Эта несколько чуждая поэзии наука тоже может участвовать в преобразовании обычной речи в поэтическую. Увидеть мы это можем на примере пи-стихотворений. Чему равно число пи? 3,14? Возможно, в Матэме этим можно ограничиться. Но чтобы написать пи-стихотворение нужно помнить много значащих цифр этого числа. Если вы спросите у Силантия, то он вам абсолютно точно скажет, что пи=3, 141 592 653 589 793 23… Что же даст это магу-стихоплету?

Мыш, я тоже в Школе профессор.
Ты совсем забыл про Устав.
Расскажи шалунишка местный,
Занимался чем ты сам?


То есть, длина слов равна значению очередного разряда числа пи: Мыш (3), я (1) тоже (4) в (1)... Интересное явление в стихотворчестве, довольно сложное и требующее немалого умения. Впрочем, юному магу нужно уметь собраться и сосредоточиться. А подобные упражнения способствуют улучшению этого навыка.

В течение всей истории человек идет от простого к сложному. Так произошло и со «снежным комом». В 60-х годах XX столетия группа специалистов по Магии Языка под названием УЛИПО изобрела «снежную лавину». Это сочетание сразу нескольких снежных комов в одном стихотворении. То есть, например, в каждой следующей строке на слово больше, но и по строкам каждое следующее слово на слог длиннее предыдущего.

Мыш,
И Мышка,
Стол, перо…парнишка.
Он пришел пересдать контрольную.
На тему простую, практически произвольную.

Как видим, ритмика в таких стихотворениях из-за постоянного изменения числа слогов теряется, и на первый план выходит рифма. Если вы хотите показать, что это именно стихотворение, а не текст, записанный в ропалическом представлении, то рифма просто жизненно необходима. Впрочем, возможны и белые ропалические стихи, но тогда необходимо, чтобы метр во всех строках совпадал. В противном случае, можно процитировать слова одного из известных критиков XIX века: «Если вы так любите писать стихи без рифмы, значит, вы не умеете писать стихи».
Существуют и более сложные варианты нарастания в снежных комах и лавинах. Но они доступны лишь магистрам Магии Языка и Стихоплетения, коими мы, к сожалению, не являемся. Но если вам будет интересно попробовать, то я с радостью приму ваши опусы в качестве докладов.

Что же, наверное, на сегодня все. Перейдем к нашему домашнему заданию.

1. Расскажите мне, пожалуйста, вкратце о группе УЛИПО и ее литературных опусах (0-4 баллов)
2. Как вы считаете, почему абракадабра Серенуса Саммониуса при всей своей бессмысленности стала символом сакрального учения прошлого? (0-2 балла)
3. Выберите себе какой-нибудь из описанных (или более сложных) вариантов ропалического стиха и расскажите с его помощью немного о себе (достаточно пары фактов). (0-4 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz