К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Звуковая сторона стиха.

- Профессор, а как сделать свое стихотворение более выразительным? – спросила одна из учениц, едва начался новый урок. – Я вроде бы неплохо с рифмами дружу, и образность в стихах присутствует, но вот чего-то все равно не хватает. Может, подскажете?
Радослав на некоторое время задумался, а потом сказал:
- Может быть, вам стоит попробовать поиграть со звуками? Ведь образ можно создать не только с помощью слов, но и за счет звучания. К тому же магия звуков очень сильна.
- А как это? Расскажите о каких-нибудь приемах?
- Раз вы хотите, то с удовольствием. Как вы и сами понимаете, стихотворение (даже если это заклинание, а не просто поэзия), это произведение искусства, а значит должно быть гармоничным, благозвучным, отличаться красивыми звукосочетаниями, способными даже просто одним своим присутствием заворожить читателя. Разумеется, на вкус и цвет товарищей нет. Для каждого стихотворение звучит по-разному, кому-то нравится, кому-то не нравится. Тем не менее есть несколько универсальных приемов, о которых я вам расскажу.

Начнем мы с аллитераций. Технически аллитерация – это частое повторение одинаковых или схожих (например, парных согласных) звуков в ходе стихотворения. В зарубежном стихосложении аллитерация представляет собой повторение этих звуков в начале строк, а в русском их можно встретить на всем протяжении стиха. Ну, например, небезызвестное «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…». Слышите, сколько раз повторяется звук [р] или [р‘]? Вот он яркий пример аллитерации. Обратимся к назначению этого приема.

Первая функция, разумеется благозвучие стихотворения. Смотрите:

Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.

(Вл. Смиренский)


Никакого образа звуки [л] и [л‘] не создают, но напевность, придаваемая ими произведению, делает его гладким, плавным, очень красиво звучащим.

Вторая функция – это собственно создание образа. Возвращаемся к нашей буре.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…


Первая строка отдана на откуп звуками [р] и [р‘], которые создают перед читателем образ бушующей стихии, грохота, треска и рычания бунтующей природы. Затем эти звуки уступают позиции другим, а именно [в] и [в‘], которые усиливают ощущение воя бури, о котором пишет автор. Разве это не волшебство – всего лишь с помощью двух звуков заставить читателя представить столь яркую картину?

Ну и последнее применение аллитерации – попытка подчеркнуть основное слово стиха, акцентировать на нем внимание читателя.

Баклажаны бока отлежали

(Н. Матвеева)


Я думаю, все представили себе образ среднестатистического баклажана. Не какого-то конкретного, как та буря, что описана в прошлом примере, а некого абстрактного. Снова волшебство?

Поговорим о том, какими же бывают аллитерации. Начнем с наиболее значимой в плане создания образов аллитерации согласных. В этом случае сходные согласные звуки многократно повторяются, создавая вполне определенный образ, как было с бурей. Примеры этого типа можно встретить у многих классиков. Скажем, Бальмонт является автором следующей строки: «Величавый возглас волн». Звук [в] тут создает ощущение мерного плавного покачивания воды. Другая его строка «Шелест листьев, шепот трав» основана на звуках [ш] и [ст], благодаря которым в голове возникает ощущение этого волшебного лесного шепота. Кстати, если помните, однажды мы писали тавтограммы? Вот они тоже могут послужить примерами аллитерации. Впрочем, там она применяется не для создания образов, а для соблюдения стихотворной формы комбинаторной поэзии.

В разных комбинациях звуки могут давать разные образы. Скажем, сам по себе или в сочетании с [ш] и [щ‘] звук [ж] может создавать образ жужжащих пчел или шипящих змей, а в сочетании со звуком [р] – навевать журчание ручейка. Игра звуков – великий помощник сочинителя. Не стоит забывать об этом инструменте.

Аллитерация гласных или ассонанс представляет собой частое повторение одних и тех же гласных звуков. Частным случаем ассонанса является рифма, когда совпадают последние ударные звуки строк. Но может быть и повторение гласных по всему тексту. Вспомним липограммы. А теперь забудем, ведь там это так же всего лишь соблюдение формы.

Аллитерация сочетаний гласных и согласных в разных местах стихотворения. В этом случае повторяется не один звук, а целое сочетание звуков. Например, все у того же Бальмонта есть такая строка «Ни воплей горестных, ни гордых песнопений…». Сочетания звуков [гор] повторяется дважды и усиливает значения слов. Никакого образа при этом не создается, а акцент совершенно явно наличествует.

От аллитераций перейдем к звукоподражанию. Этот прием основан на схожести некоторых сочетаний звуков языка и звуков природы. То есть, например слова «вой», «воет» и т.д. весьма похожи по звучанию на собственно сам процесс, описываемый этим словом. А "жужжание" очень схоже со звуком, издаваемым при этом действии.

Однако существуют и такие сочетания звуков, которые могут изуродовать созданное ранее. Одно их наличие режет слух и портит создавшиеся образы. Особенно это касается сочетаний звуков на стыках слов. Обычно, если слово оканчивается на гласную, то следующее должно начинаться с согласной и наоборот. Если это условие не выполняется, то автору необходимо внимательно следить за результатами своего труда. Нужно опасаться сильного нагромождения согласных, потому что их сложно ритмично прочесть. Еще хуже, если новое слово начинается с той же согласной, какой закончилось предыдущее. Скажем, «УЖ ГРаничиТ ТВердый». Это не самый критический случай. Порой авторы ставят на стык 5 или 6 согласных подряд…

Так же частенько встречаются совсем неудобоваримые сочетания после слов «уж» и «чтоб» («ЧтоБ ПРоверить, уЖ СТРеляют»). Во избежание этого желательно переставить слова так, чтобы эти краткие формы стали полными, то есть «чтобы» и «уже».

Возможна и обратная картина – перебор гласных («МилУЮ Я УЯзвил»). Как вы сами видите, гласный сливаются в какой-то подозрительный вой и не читаются, как должно. Этот случай называется зияние.

- Спасибо, профессор, за такое объяснение, - сказала девушка. – Постараюсь избегать этих недочетов и пользоваться описанными приемами.
- Да не за что. А воспользуетесь ими вы, да и все остальные, уже в домашнем задании.

1. Как вам кажется, почему же обычные сочетания звуков могут вызвать в голове человека целую бурю образов и ощущений? Магия? Психология? Что-то еще? Обоснуйте вашу точку зрения. (0-3 балла)

2. Приведите три примера (не указанных в лекции) аллитерации согласных, создающей некий образ. Опишите эти образы, какими они представились вам. (0-3 балла)

3. Напишите стихотворение о каком-либо природном явлении, постаравшись избежать некрасивых сочетаний звуков, а также используя аллитерацию и звукоподражание для усиления ваших образов. Не более 20 строк. (0-4 балла)


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz