К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Системы рифмовки.

- Фух! Каникулы кончились! Мыш!!! Мыыыыш!!! Где ты, балбес зеленый??? – Радослав вошел в свою беседку и не узнал ее. Все было украшено, переставлено и вообще очень отдаленно напоминало ту беседку, которую Радик передал на лето в пользование Симорен.
- Птюхх, шеф! – Мыш неизвестно откуда свалился профессору прямо на голову и устроился там, как у себя на ветке в лесу.
- Ты только погляди, как наше учебное место поменялось! – воскликнул Радослав.
- А Мыш знает! – ехидно посмеялось животное. – Мыш видел! И даже сам воооот это вот гнездо на голове у статуи свил!
- И мне не сказал ничего???? – Радослав схватил стоявшую рядом метлу и приготовился стряхнуть Мыша с макушки.
- Эй! Шеф! Ты чего? – Мыш взмыл высоко в воздух.
- Ах ты!!!
- Ученики! – пропищал Мыш.
- Какие еще ученики? – удивленно спросил Радик, перестав махать метлой. – Первый курс еще тест распределительный не прошел.
- Так второкурсники, шеф! Ты чего, забыл? У тебя ведь теперь не только первый, но и второй курс учиться будет! Ты лекции-то им приготовил?
- Лекции? Какие лекции? Ничего я не готовил!! Ааааа!! Паника, паника, паника!! Что делать? Что делать?? – Радослав метался по беседке, постоянно натыкаясь на появившиеся здесь за лето пуфики. В очередной раз отбив палец на ноге он остановился и задумался.– Так, Радик, спокойно! Тихо! Не паникуй! На чем ты в том году остановился? На рифмах. А что ты про них рассказал? А почти все. Только системы рифмовки не осветил. Ага! Системы рифмовки!!! Ну вот по ним и устрою лекцию. Это-то я и без подготовки могу рассказать! Мыш, лети сюда, будешь у меня декорацией!
- Кем-кем, шеф? – Мыш опасливо спустился и был тут же схвачен крепкой профессорской рукой.
- Статуи видел? Вот изображай!
Школьники тем временем спустились к озеру. Радик видел знакомые лица, радовался, что снова на преподавательском месте и судорожно вспоминал все, что он помнит о системах рифмовки. Примеров он естественно не помнил, потому решил импровизировать.

Итак, дети мои, речь сегодня пойдет о том, в каком порядке чаще всего рифмуются строки в стихотворениях. Вообще, зарифмовать строчки можно в любом порядке, на который фантазии у автора хватит. Но существуют три особо полюбившихся классикам и их последователям варианта.
Начнем мы с системы рифмовки, которая называется смежной. Как не сложно догадаться из названия, рифмующиеся строки будут находиться рядом. В стихотворениях со смежной рифмовкой рифмуются 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. строки. Вот так, например:

Мыш, как статуя, сидит.
На студентов он глядит.
Словно шар большой зеленый,
К постаменту прикрепленный.
Капучино я сварю,
На него не посмотрю.
Пусть завидует теперь
Мой любимый милый зверь!


Мыш! Не смотри на меня, как на врага Мышового народа! Это же я для примера! Зато ребята все поняли, да еще и тебя пожалеют, наверняка. Может, даже подкормят чем вкусненьким! Только после занятия. А теперь следующий тип рифмовки – перекрестный. В этом случае строчки будут рифмоваться через одну, то есть 1 и 3, 2 и 4, 5 и 7 и т.д.

Мыш прическу делал Львице.
Вил гнездо и плел косички.
Чтоб еще повеселиться,
Пригласил туда он птичку.
Да погромче, потрескучей!
С Амазонки попугая!
Львице жить не будет скучно,
Коль компания такая!

Мыш, не надо делать таких удивленных глаз! Они у тебя и так косые, а когда ты удивляешься, то вообще неестественные какие-то! Ребята, отвернитесь от животного, вы его смущаете! Лучше перейдем к следующему типу – кольцевой рифмовке. Это хитрый способ, при котором рифмуются 1 и 4, 2 и 3, 5 и 8, 6 и 7 строки. Вернемся к Мышу.

Мыш ловил себе на ужин
Комаров в Лесу Запретном.
И в чащобу незаметно
Удалялся он все глубже.
Вдруг навстречу выполз ктулху.
Лишь его наш Мыш заметил –
Проклиная все на свете,
В Хог помчался что есть духу.

Нет, не поэтому у него глаза косые! Ктулху бояться – в Запретный Лес на ходить! Мыш у нас храаабрый! Гордись-гордись, зеленый мой! Такие небылицы про тебя рассказываю, а ученики верят! Может, и правда героем у них будешь.
Три основных типа рифмовки мы рассмотрели. Все остальные варианты порядка рифмующихся строк объединяют термином «сплетенная рифмовка». Какие остальные? Ну, например, рифмовка, используемая магглом Филатовым в рассказе и Федоте-стрельце. В этом случае рифмуются 1,2 и 4 строки, а третья остается незарифмованной, да еще и содержит на один слог больше.

Килограмм конфет и чай,
И огромный каравай.
Как принес их Мыш в беседку,
Это я не понимай!

Еще один вариант похож на перекрестную рифму, но имеет довольно существенные отличия.

Лишь закончится занятье,
Вы уйдете по гостинкам,
Мыш проснется от молчанья
И начнет взрывать мне мозг!
Помогите, маги! Братья!
Я хочу, чтоб было тихо!
Зверю дайте вы заданье,
Чтобы он болтать не мог.

Ну это так, крик души. Шучу я! Что же я без Мыша то своего делать буду? Только что высплюсь по-человечески! Ладно, чего-то засиделись мы. Давайте, я задание озвучу и разойдемся на сегодня?

1. Какая система рифмовки вам кажется наиболее удобной? Почему? (0-2 балл)
2. Что скрывается за понятием "белый стих"? Можно ли назвать произведения, написанные в таком стиле, стихотворениями? Почему?(0-2 балла)
3. Выберите любую из трех классических систем рифмовки и напишите стихотворение о вашем любимом времени года. 12-16 строк.(0-3 балла)
4. Сочините стихотворение о том, как вы писали эту домку, с помощью системы рифмовки, использованной в "Сказе о Федоте-Стрельце". Максимум 24 строки. Желательно, с юмором (можете ознакомиться с оригиналом, чтобы лучше понять стиль изложения).


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz