К списку лекций
В КЦ
В Аргемону
Критерии оценивания

Центоны и буриме.

Radoslaw вернулся с переписи, положил свой паспорт гражданина Магомира в волшебный сундучок и стал думать, что же рассказать сегодня. Всяческие геометрические и алгебраические опусы он сразу отверг, решив оставить их на потом. Математики в его жизни и так стало слишком много.

- Мыш! Слушай, что мне рассказать?
- Шеф, да не рассказывай ничего. Меньше знаешь – крепче спишь! Позаботься о здоровом детском сне учеников.
- Мыш! Ты снова выдаешь отличные идеи, даже не подозревая об этом.
- Да, Мыш такой! А что за идея?
- Цитаты. Крылатые выражения. Я расскажу им о центонах!
- Шеф, не пугай меня страшными словами!
- Не буду. А вот и ученики!

Доброго всем дня! Наш сегодняшний разговор будет посвящен известным высказываниям, частям стихотворений, отдельным строчкам и другим часто цитируемым фразам. Начнем мы с разговора о центонах.

Центон – это стихотворение, полностью составленное из строк других стихотворений. Обычно это юмористические произведения. Строки должны быть подобраны так, чтобы соблюдался определенный размер, также желательна рифма. Ну и, разумеется, очень неплохо, чтобы стихотворение имело шутливый смысл, заставляющий улыбнуться читателя.

Центоны появились в Древней Греции, когда поэты составляли центоны из произведений Гомера. В Риме подобные шутки творили из произведений Вергилия и Овидия. Затем центонами увлеклись христиане, которые составляли из стихов различных поэтов религиозные песнопения. Их даже в школе изучали. Однако тогда все было гораздо легче. Рифм не было, а значит, нужно было следить только за ритмикой. Сочинять же рифмованные центоны несколько труднее. Но мы ведь не боимся трудностей? Сейчас что-нибудь сочиним. Не буду обращаться к классикам, оставлю их в ваше полное распоряжение. Обращусь к великому заклинанию поиска «ya.ru».

Я помню как-то у причала,(Источник 1)
Банально, но мороз крепчал... (Виктор Левашов)
Он уходил, она молчала,(Источник 3)
Крича и лапками суча.(Источник 4)

Вы в домашнем задании можете воспользоваться классиками, а можете так же прибегнуть к поисковым заклинаниям. Хотя один существующий примерчик я вам покажу. Авторство сего произведения не установлено, но оно заслуживает внимания. Центон составлен по басням Крылова.

В июне, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору, («Обоз»)
Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ, —
Известно, что слоны в диковинку у нас, —
Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)
Какой-то повар-грамотей
С поварни побежал своей, («Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да щука... («Лебедь, рак и щука»)

Ну а мы коснемся еще одного игрового стихотворного жанра – так называемого буриме. Это стихотворение, написанное на заранее заданные рифмы. В высшем обществе, в детских лагерях, на праздниках – да много где, эта игра является очень популярной. Традиционно, человеку дается набор рифм, и он прямо на месте импровизирует. Рифмовка при этом обычно используется смежная, как наиболее легкая в данном случае, но вполне приемлема и перекрестная, и даже кольцевая. Ощущение «буримичности» стихотворения часто возникает при прочтении работ с банальными тривиальными рифмами. Скажем, когда постоянно рифмуются любовь и кровь, сон и слон и другие подобные.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
Читатель ждет уж рифмы «розы»,
На, вот, возьми ее скорей.


Так пишет Пушкин, высмеивая подобное банальное рифмование. Однако при игре в буриме именно эти рифмы и используют. Победителем традиционно выходит тот, чье буриме было смешнее и ритмически четче. Приведу простой пример. Допустим, у нас есть две пары рифм: «крыша – мыши» и «гроза - глаза». Вот как может выглядеть стихотворение-буриме:

Наверху, под самой крышей
Обитают наши Мыши.
Чуть начнет греметь гроза,
Наверху горят глаза.


А может и так:

Старый дом с двускатной крышей,
А над ней кружатся мыши.
Надвигается гроза.
Скачут молнии в глазах.


Или так:

Над моей родимой крышей
Начинается гроза.
Испугались даже мыши,
В страхе округлив глаза.


В общем, для фантазии простора много. Слова в парах можно менять местами, можно склонять или спрягать слова, если это не нарушает рифмы, наконец, можно менять порядок пар. Так что вам я желаю успехов в выполнении домашнего задания. Главное – не бойтесь экспериментировать. А вот, собственно, и задание.

1. Как вы считаете, можно ли называть центоны искусством, а их авторов – поэтами? Или центоны стали придумывать люди, не способные самостоятельно ничего сочинить и нагло пользующиеся чужой фантазией? (0-2 балла)
2. Как вам кажется, почему буриме приобрело такую популярность в виде игры? (0-2 балла)
3. Сочините центон на 8 строк. Не забывайте указывать авторов строк или произведения, из которых эти строки взяты, если автор у них один (0-3 балла)
4. Сочините буриме на следующий набор рифм:

Если число дня рождения у вас четное:

лето-где-то
коса-роса
свет-ответ
звезда-еда
маг-никак
сова-голова

Если число дня рождения у вас нечетное:

птица-снится
цветок-глоток
полка-ёлка
ложка-кошка
край-знай
сила-мило


ЗЫ. Не забывайте, что стихи, скопированные из интернета, автоматически снижают оценку за работу до 0 баллов и пересдаче такая работа не подлежит. Если ваши собственные стихотворения выложены в сети, то скажите мне об этом заранее в КЦ. Желательно бы еще и ссылочку приложить.

Hosted by uCoz